За неделю – три протокола о санитарных нарушениях. Точка зрения санэпидстанции.

За неделю – три протокола о санитарных нарушениях. Точка зрения санэпидстанции.

29.01.2012

За необходимой информацией в области обеспечения качества мы обратились к главному врачу столичной санитарно-эпидемиологической службы Алле Беляевой. С момента нашей последней встречи прошло около года, и теперь мы узнаем, что изменилось за это время.

– Самое основное из нового – это то, что готовится к принятию закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии. После принятия закона у нас будет четкая вертикаль подчинения. А пока двойное подчинение – нас финансирует Администрация города, хотя мы подчиняемся Министерству здравоохранения. Во всем остальном мы оставили старую союзную систему, направленную на профилактику заболевания. Ведь когда человек заболел, ущерб его здоровью уже нанесен. И если объект будет просто оштрафован, радости от этого пострадавшему будет мало. Поэтому мы не стали в этом вопросе следовать за Европой и Россией. И всем иностранным предпринимателям нужно смиряться с нашими законами. Ведь под каждым требованием – здоровье конкретного человека.

Тяжелее всего работать с предпринимателями из Турции, которые строят здесь различные объекты. Мы просим, чтобы нам заранее приносили проект, до того как объект будет построен. Ведь легче что-то изменить на этапе проектирования, чем потом ломать стены для соблюдения санитарных норм.

– Сейчас многое говорится о генно-модифицированной продукции. Можно ли встретить продукты ГМО в нашей торговой сети?

– У нас, к счастью, нет генно-модифицированных продуктов. Но не факт, что их не завезут. Особенно из Турции, откуда мы получаем муку, сахар, мясопродукты, курицу, индейку, мороженую рыбу, говяжьи шейки, фрукты и т.д. На турецком языке мы не все понимаем и у нас возникают вопросы. Единственный выход – если будет лаборатория, мы можем сразу же после выгрузки проверять продукцию: если допустимая концентрация ГМО – в торговую сеть, если нет, возвращать поставщику. Рано или поздно с учетом роста таких продуктов, мы будем вынуждены эти работы вести.
 
Из России к нам генно-модифицированная продукция попасть не может, у них ведется проверка, есть градация, разработаны неплохие методические указания с участием, в том числе, и главного санитарного врача РФ Г. Онищенко. Наше законодательство с российским уже гармонизировано в этом вопросе. Люди не хотят употреблять генно-модифицированные продукты. А вообще, нам с нашими климатическими условиями нужно развивать тепличное хозяйство. У нас есть и термальные воды, и рабочие руки – надо только работать.

–На каком этапе находится создание лаборатории, о которой Вы сказали?

– Пока лишь на этапе проектирования.  Мы в городской санэпидстанции имеем только паразитологическую лабораторию. А также у нас паритетное владение с республиканской бактериологической и химической лабораториями. Но это лишь часть той работы, которая должна проводиться. Мы проверяем воду, продукты, шовные материалы на стерильность, но на сегодня мы не можем делать полный химический анализ воды. Здание бактериологической лаборатории, расположеноое рядом с художественным училищем, очень ветхое. Поэтому строительство новой лаборатории – это наша мечта. Даже если будет закуплено оборудование, поставить его пока некуда. Например, у нас есть новое оборудование для анализа сточных вод, но оно еще не установлено.

– Какие еще проблемы возникают в вашей работе?

– Главная проблема – кадры. У нас некому работать, и нет желающих работать. Когда на эту специальность приходят лимиты, они остаются невостребованными, потому что на наш факультет не хотят поступать. Коллектив моих врачей почти весь пенсионного возраста. Из 56,5 шт. ед., заняты не все. У меня нет заведующего санитарно-гигиеническим отделом, нет врача по гигиене детей и подростков, нет помощников, по питанию в том числе. У меня ежегодно от 10 до 12 пустых штатных единиц. То же самое в Республиканской санэпидстанции. У нас серьезная кадровая проблема. В Гале и Ткуарчале нет профильных специалистов, там врачи ЦРБ одновременно и главные санитары. На границе представители санэпидстанции не представлены из-за того что не хватает специалистов.

– Что вы можете сказать о качестве школьного питания?

– Говорить о школьном питании как о системе, еще не приходится, ее в настоящее время нет, и организация ее сопряжена с множеством проблем. Но их необходимо решить как можно скорее. По результатам недавних исследований, проведенных пермским институтом, с которым мы сотрудничаем,  выяснилось, что у наших детей есть нехватка йода, цинка и магния. Начиная с 9 лет, у детей идет увеличение щитовидной железы. Ввиду этого мы пришли к тому, что будем вводить обязательное йодирование дошкольников, и параллельно будем рекомендовать ее родителям. В наших магазинах есть йодированная соль, пусть она немного дороже, но ведь соль – не самый употребляемый продукт. В каждом школьном буфете мы дали перечень запрещенных продуктов, которыми нельзя торговать. Это, в первую очередь, газированные напитки кроме минеральной воды, кремовые изделия домашнего приготовления,  чипсы, сухарики. За их продажу налагается штраф.

– Но все это школьники могут купить по дороге домой…

– Мы обезопасим детей в школе, но не можем обезопасить их еще и дома. Нельзя все переложить на государство. Родители должны объяснить своим детям, что есть можно,  а что – нельзя.

Отмечу, что мы проводим рейды по торговым объектам. По приказу же Республиканской санэпидстанции организуем внеплановые проверки всех торговых  точек: магазинов и магазинчиков в Сухуме много. И за неделю составляем в среднем три протокола о санитарных нарушениях, в частности по продуктам с просроченным сроком годности.

– Что бы вы сказали, обращаясь к нашим горожанам?

– Нам много чего есть сказать горожанам, но они не слышат. Порой очень трудно достучаться до их сознания. Ведь неужели трудно понять, что коровам и курам в городе не место. В городе много бродячих собак, в том числе и породистых, которые угрожают здоровью граждан. А эти шанхайчики, которые портят весь вид... Да, после войны это было понятно, но ведь сейчас никто голодным не ходит. И зачем петрушку растить на балконе, тем более что это не полезно. А соревноваться можно в выращивании красивых цветов. Ведь все-таки город наш должен быть красивым и нарядным, тем более, если мы хотим развиваться как курортная зона.