Книги о путешествиях, благодаря которым можно получить представление о доброй половине мира, не выходя из комнаты

Книги о путешествиях, благодаря которым можно получить представление о доброй половине мира, не выходя из комнаты

Книги о путешествиях, благодаря которым можно получить представление о доброй половине мира, не выходя из комнаты

11.01.2017

В подборке новые и старые книги о путешествиях, дальних странах и людях, в них живущих, от тревелогов и энциклопедий до романов и рассказов, которые с путешествиями связаны не так очевидно.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», — писал Бродский. По-другому, правда, поводу: «На улице, чай, не Франция», но все же — чтобы отправиться в путешествие, не обязательно физически перемещать свое тело из точки А в любую из остальных возможных. Достаточно открыть хорошую книгу. Причем лучшими книгами о путешествиях часто оказываются вовсе не книги о странствиях как таковых. 

Литература — то же путешествие. Как минимум в другого человека в другом месте: Петербург Пушкина, Петербург Достоевского, Петербург Андрея Белого — три разных Петербурга. Лондон свой у Конан Дойля, Диккенса, Питера Акройда или у одного из лучших современных детективных писателей Элизабет Джордж, которая создает свои улично точные лондонские детективы, не выходя из дома в Калифорнии. Более того, с книгой можно перемещаться не только в пространстве — во времени тоже. Читать о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна — все равно что спуститься вниз по Миссисипи второй половины XIX века. Попасть в Испанию рубежа XVI–XVII веков — это к Сервантесу, в салонный Париж belle époque — к Прусту. А погрузиться в «Одиссею» — значит вообще оказаться во времени мифологическом, за пределами истории. Вот семь тревелогов и 34 книжки, благодаря которым можно получить представление о доброй половине мира, не выходя из комнаты. И они же побуждают из комнаты выйти.

  Абхазия : Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема»

 Искрящийся юмором, до чрезвычайности витальный эпос о счастливой Абхазии XX века, которая одновременно строила социализм и приоб­щалась к капиталистическим товарно-денежным отношениям. Патриархальные горцы и испорченные приморцы, похищение невест и подвиги абреков, сталинские Валтасаровы пиры и дружеские застольные беседы.

 

 

 

 

  Турция: Орхан Памук, «Стамбул. Город воспоминаний»

  Как будто бы мемуары, но на самом деле роман, главный герой которого — один из важнейших городов на земле, с его историями и людьми, мечетями, ветшающими, но прекрасными улочками, османскими виллами и морем посередине. У Памука Стамбул получился черно-белым, как старая фотография, как тонкий рисунок пером.

 

 

 

 

  Азербайджан: Курбан Саид, «Али и Нино»

  Жизнеописание Баку времен Первой мировой, революции и Гражданской войны — а также песнь о любви азербайджанца-мусульманина и грузинки-христианки и вариация вечной истории о том, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток. Роман написан на немецком, впервые издан в 1937-м в Вене, кто скрывается под псевдонимом Курбан Саид, до сих пор неизвестно.

 

 

 

 

  Умберто Эко, «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны»

  Только что вышедшая на русском языке новая книга Умберто Эко (помимо всего прочего автора «Баудолино», одного из лучших тревелогов о путешествии по сказочным странам) — энциклопедический альбом-путеводитель по Шамбале, Атлантиде, землям царицы Савской и рождественских волхвов и прочей выдуманной людьми географии.

 

 

 

 

  Колумбия: Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества»

  Насыщенная история о нескольких поколениях распадающейся семьи, живущей в основанном ею городке Макондо, — каждый член клана наследственно приходит к одиночеству в самых разнообразных его проявлениях. Сказочно запутанная, сказочно печальная, сказочно пленительная Колумбия. Одно из самых завораживающих мест — описание пятилетнего непрерывного дождя.

 

 

 

 

  Куба: Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»

  Признание Хемингуэя в любви к Кубе, где он прожил 11 лет, и к людям, которыми она населена: история о силе характера и терпении старого рыбака, который после трех месяцев бесплодных усилий ловит на крючок огромного марлина и несколько дней борется с ним, пытаясь доставить добычу на берег. Побеждают акулы, но человек не сдается.

 

 

 

 

  США: Фланнери О’Коннор, «Рассказы»

  Жуть и красота американского Юга в исполнении одного из лучших его певцов: бродячие проповедники и убийцы, одноногие девушки, старухи-расистки и гордые чернокожие, мир скорби и раскаяния, где насилие — способ возвращения к реальности. Рассказчица О’Коннор непревзойденная, как романистка слабее, а два ее романа — о том же самом.

 

 

 

 

  Иван Гончаров, «Фрегат «Паллада»

  Единственная в своем роде книга — полукругосветное плавание на трехмачтовом паруснике из Петербурга в Японию через Южную Африку, Индонезию, Филиппины и Китай, увлекательно описанное первоклассным писателем, который ради путешествия устроился секретарем к адмиралу Путятину.

 

 

 

 

  Марк Твен, «Простаки за границей»

  Большая, как именовал ее сам Твен, увеселительная поездка из Соединенных Штатов в Палестину (второе название книги — «Путь новых паломников») через Марсель и Париж, Сицилию и Грецию и даже Одессу с Севастополем (куда Твен попал по чужому паспорту) — один из самых увлекательных и смешных тревелогов в мире.